Парковка из щебня

Собственная дачная парковка из щебня на придомовой территории или сразу у ворот — оптимальное с точки зрения затрат, простоты и последующего ухода решение. Оно подходит не только для дачи, его вполне можно реализовать и на участке у собственного дома. Рассмотрим плюсы и минусы этого решения, оценим технологию и дадим пошаговую инструкцию по устройству площадки для машины из насыпного крупнозернистого каменного материала.

Преимущества и недостатки парковки из щебня

Если проанализировать ситуацию, то преимуществ у парковки из щебня будет гораздо больше, чем недостатков или сомнительных особенностей.

Рассматриваем плюсы:
  • простой процесс обустройства с точки зрения технологии, короткие сроки готовности (примерно 3 дня), недорогой материал;
  • минимальная потребность в обслуживании и ремонте, при необходимости можно подсыпать и утрамбовать щебень в верхнем слое;
  • хороший сток воды независимо от погоды, отсутствие гололеда и наледи;
  • возможность в любой момент положить сверху асфальт, так как щебеночная подушка уже готова.

Недостатки относительны — например, не всегда удобно передвигаться по щебню на каблуках. На такой площадке следует осторожно трогаться с места и разворачиваться, чтобы не выбить камни из-под колес. Иногда через слой щеьенки может прорасти трава, а зимой снегоуборочная лопата будет скрести по камушкам. Площадка из щебня хорошо держит вес автомобиля, а при правильном монтаже не подвержена появлению колейности и провалов.

Как устраивают собственную парковочную площадку из щебня

Мы рассматриваем вариант парковки для легкового автомобиля или микроавтобуса с весом 2 - 3 тонны. Такой тип парковки можно назвать упрощенным по составу и технологии. Основные принципы устройства:
  • выемка грунта на глубину 30 см с выравниванием песком и подложкой из геотекстиля для дренажа и устойчивости;
  • слой песка составляет 10 - 15 см, после трамбовки на него укладывается геотекстиль плотностью не 200, иногда края заводят чуть вверх по стенкам котлована, чтобы получилась ванна;
  • на геотекстиль укладывается первый, основной слой щебня (10 - 15 см) наиболее крупной фракции и утрамбовывается с предельной тщательностью;
  • второй слой щебня следует насыпать поверх утрамбованного основного и снова трамбуется — это называется расклинцовка.
Это основные этапы работ, без которых никак не обойтись. Дальше начинаются тонкости, о которых мы рассказываем ниже.

Как выбрать щебень для парковочной площадки

При весе машины 2 - 2,5 тонны вполне достаточно щебня фракции 20 - 40 для основного нижнего слоя площадки. Для верхнего слоя с учетом расклинцовки можно использовать щебень фракции 5 - 10 мм. Мельче не стоит — слишком легкие камушки будут цепляться за обувь и оставаться в протекторе, в том числе и колес, если вы не утрамбуете площадку тяжелым катком.

Какой нужен щебень для парковки на даче? — рассматриваем варианты из тех, что можно приобрести без сложностей и даже с доставкой. По прочности (марка М1200 - М1400) лучше всего гранитный щебень. Не доставит больших хлопот и более дешевый гравийный (М1000). Не подойдет известняковый доломитный, так как он впитывает воду, а его прочности М800 недостаточно для длительной службы.

Форма камня вызывает споры — кто-то говорит, что кубические камни гранитного щебня плохо сцепляются, кто-то считает, что плоские и игольчатые частицы могут повредить колеса. Если вы используете для нижнего слоя гранитный кубический щебень М1200 с лещадностью 35 % и морозостойкостью F 150 - F300, проблем точно не будет. Он не контактирует с колесами и не подвергается глубокому промерзанию.

Гранитный щебень фракции 10 - 20 прочностью М100 при лещадности 25 - 35 % хорошо ляжет в верхнем слое. От вас зависит только качество трамбовки — используйте либо массивную переносную вибромашину, либо мини-каток с вибромеханизмом.

Трамбовка щебня и расклинцовка на частной стоянке

Для чего мы постоянно говорим о трамбовке? При засыпке слоя крупными зернами 20 - 40 мм остается некоторые пустоты между камнями. Насыпанный сверху более мелкий материал (5 - 20 или 5 - 10 мм) при трамбовке заполняет пустоты, создает "клинья" между крупными камнями, поэтому технологический процесс называется расклинцовкой. Его применяют при дорожном строительстве.

Хорошо утрамбованная площадка под машину из щебня не станет источником проблем — на ней не будет колейности, не возникнут провалы, в полостях не станет задерживаться и замерзать вода. Камни не станут вылетать из-под колес при трогании и движении с поворотом руля. Если вы ограничите ширину площадки, то можно будет выходить из машины сразу на асфальт или плитку. Из практики известно, что в щебень можно вдавить пару каменных плит, но это может создать проблемы — они будут либо выступать над стоянкой, либо постоянно засыпаться камешками.

Частые вопросы по устройству парковки из щебня

При весе авто до 3 тонн не имеет смысла. Иначе придется углубляться еще на 10 см и покупать больше щебня.