При укладке слоев дорожного полотна и иных сооружений, на которые воздействуют динамические нагрузки, направленные сверху вниз и продольно (движение транспорта, торможение, эффект весовой волны при ходе поезда и пробеге самолета), логично выстраивается структура пирога от наиболее крупных до мелких фракций заполнителя.
Чем крупнее фрагменты в массе засыпки, тем больше пространства между ними остается даже при трамбовке. Это впоследствии оборачивается волнами на покрытии, смещением бетонных плит, колейностью, проседанием фундаментов сооружений. Именно расклинцовка щебеночной подушки позволяет избавиться от нежелательных эффектов.
Принципиальное решение расклинцовки:
- слои щебня укладываются по очереди от крупной фракции к более мелким;
- каждый слой уплотняется отдельно, таким образом создается эффект заполнения более мелкими зернами просветов между более крупными;
- применять метод стоит не только в проектном строительстве и на ответственных объектах, но и на щеьеночных дорогах, по которым ездит транспорт на дачные поселки, чтобы не дать образоваться колеям и волнам;
- для расклинцовки применяют твердые щебни из гранита, чтобы при уплотнении зерна не разрушались.
Расклинцовка под бетоном не дает подушке образовать полости, которые быстро заполняются водой и потом разрушают плиты и фундаменты. Метод принят как технологически обоснованный, его применение описано в регламентах и стандартах. Самый упоминаемый свод правил в этой части относится к автодорогам — это СП 78.13330.2012. В других видах строительства требования могут быть описаны в СП на фундаменты (основания) и подбетонную подготовку.